ПРАВО ПАЦИЕНТА НА ИНФОРМАЦИЮ

В современном здравоохранении, сложно представить, ситуацию при которой пациент может выбрать врача, дать согласие или отказаться от медицинского вмешательства, получить качественную, безопасную, доступную, своевременную медпомощь и её последующую независимую оценку не «затронув» своего права на информацию.

На конституционном уровне право на информацию предполагает:

1) обязанность органов власти и их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ч.2 с. 24 Конституции РФ);

2) право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст 29 Конституции РФ);

3) право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ);

4) ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ч.3 ст.41 Конституции РФ, ст.8.5.КоАП, ст.237 УК РФ);

5) право на бесплатное получение информации, непосредственно затрагивающей права, свободы и установленные законодательством обязанности заинтересованного лица (пп.2, 8 ст.8 Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»);

6) получение информации, касающейся обработки его персональных данных (ч. 1,7 ст 14 Закона «О персональных данных»);

7) в области здравоохранения:

- пациент имеет право на получение информации о своих правах и обязанностей, состоянии своего здоровья, а также выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

- каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медорганизации информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах медобследования; наличия заболевания; об установленном диагнозе и прогнозе развития заболевания; методах оказания медпомощи, связанном с ними риске; возможных видах медвмешательства, его последствиях; результатах оказания медпомощи;

- граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания; состоянии среды обитагия; рациональных нормах питания; качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд; потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Информация, касающаяся обработки персональных данных пациента предоставляется по его запросу, содержащему указание на реквизиты документа, удостоверяющего личность лица и сведения подтверждающие обработку медорганизацией персональных данных пациента (договор).

Право пациента на получение информации о своих правах и обязанностей, состоянии своего здоровья реализуется им самим, врачом, медорганизацией с возможным участием страховой компании, уполномоченных органов власти.

Содержание данного правомочия при самостоятельном его использовании пациентом сводится к возможности:

- непосредственно знакомиться с меддокументацией, отражающей состояние его здоровья,

- получать на основании документации консультации у других специалистов,

- на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья меддокументации, их копии и выписки из меддокументов

Сведения о состоянии здоровья, правах, обязанностях пациента доводятся врачом при реализации права пациента на выбор врача и медорганизации, при испрашивании информированного добровольного согласия на медвмешательства.

По общему правилу право на получение информации возникает непосредственно у пациента по достижению им 15-летнего возраста. При вероятности неблагоприятного исхода лечения, информация об этом в деликатной форме сообщается пациенту, супругу (-ге), близкому родственнику или лицу которое определено пациентом (за исключением случаев запрета пациентом информировать перечисленных лиц).

Медицинская организация обязана информировать граждан в доступной форме:

1) об осуществляемой меддеятельности и о медработниках, об уровне их образования и об их квалификации;

2) об оказываемой медпомощи, эффективности методов лечения, используемых лекарственных препаратах и медицинских изделиях;

3) о возможности получения бесплатной медпомощи по программе ОМС;

4) о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора медуслуг;

5) о правилах и условиях эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);

6) о режиме работы и видах оказываемой медпомощи (непосредственно или на сайте медорганизации), показателях доступности и качества медпомощи, участия страховых компаний в организации оказания медпомощи;

7) о предоставлении платных медуслуг — в информации должны быть отображены: - сведения о возможности получения соответствующих видов и объемов медпомощи без взимания платы;

- перечень платных медуслуг с указанием цен в рублях;

- сведения об условиях, порядке, форме предоставления медуслуг и порядке их оплаты;

- сведения о медработниках, участвующих в предоставлении платных медуслуг, об уровне их профессионального образования и квалификации;

- режим работы медорганизации, график работы медработников, участвующих в предоставлении платных медуслуг;

- информацию о состоянии его здоровья, включая сведения о результатах обследования, диагнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах и последствиях медвмешательства, ожидаемых результатах лечения;

- об используемых при предоставлении платных медуслуг лекарственных препаратах и медизделиях, в том числе о сроках их годности (гарантийных сроках), показаниях (противопоказаниях) к применению.

Не предоставление пациенту информации, влечет за собой его неосведомленность о ходе лечения, состоянии здоровья, возможностях системы здравоохранения и как следствие несоответствие результата обращения за медпомощью ожиданиям пациента. Все эти факторы благоприятствуют возникновению конфликта при оказании медпомощи.

Однако и само по себе нарушение права пациента на предоставление информации является правонарушением в отношении которого законодательством предусмотрены санкции:

- предоставление недостоверной или недостаточной информации о медуслуге может служить самостоятельным основанием для возмещения вреда;

- отказ о предоставлении пациенту информации может быть квалифицирован как административное правонарушение или же как уголовное преступление, если подобный отказ причинил вред правам и законным интересам пациента.